История создания бензопилы и её эволюция
Вы не поверите! Но пра-пра-бабушка современной цепной бензопилы была придумана в далёком 1830 году, немецким врачом-ортопедом Бернардом Гейне! Ей было дано название «остеотома» и использовалась она далеко не для валки деревьев, а в хирургии.
Этот предок бензопилы имел, между прочим, все признаки современного агрегата: на цепи располагались звенья с режущими зубьями, цепь вращалась вокруг направляющей. Приводом служили сильные руки врача-хирурга, которые крутили ручку с ведущей звёздочкой.
Самый первый патент на «бесконечную цепную пилу» (пила, состоящая из цепочки звеньев, несущих зубья пилы и работающая в направляющей раме) был выдан Самуилу Бенсу из Сан-Франциско 17 января 1905 года. Изобретатель намеревался при помощи своего детища приступить к заготовке красного дерева для производства мебели.
Следующей важной датой в эволюции аппарата стал 1910 год, когда на обложке популярного журнала "Scientific American" появляется первое изображение «Saw-Driven Engine Cutting Redwood» (самоходной пилы для рубки секвойи). Идея об упрощении труда лесорубов получает большую популярность и запускает маховик событий. И, если до этого момента события развивались медленно (между изобретением остеотома и первой индивидуальной пилой прошло почти 100 лет), то далее всё пошло более стремительно.
Уже в 1926 году немецкий инженер, а впоследствии основатель компании STIHL, Андреас Штиль проектирует и получает патент на ручную пилу, снабжённую электродвигателем. Первые экземпляры, созданные им, были громоздкими и неудобными. Но начало было положено, оставалось лишь довести до ума опытные образцы. Через несколько лет инструмент комплектуется бензиновым мотором. Цепная пила становится автономной и получает имя своего создателя. Началась эра бензопил.
Следующий этап наступил в 1946 году, когда лесоруб из США Джозеф Кокс отвлёкся во время работы на жука-короеда. Насекомое с лёгкостью прогрызало твёрдую древесину при помощи С-образной формы челюстей. Воспроизведение формы этих челюстей и воплощение их в металле в 1947 году совершило революцию в строении пильной цепи. Так возникла существующая по сей день компания OREGON. Большинство цепей и сейчас конструктивно повторяют форму той, что придумал Кокс.
Далее, в 1948 году, к процессу подключается немецкая компания SOLO и её создатели: братья Ганс и Хайнц Эммерих. Они инициировали разработку небольших двухтактных двигателей. Надо отметить, что самый «лёгкий» на тот момент промышленный двигатель весил целых 16 кг.
20 июня 1948 года с рёвом заработал первый 2-х тактный двигатель KMS 30 (KMS - KleinMotoren Stuttgart) производства SOLO. Он имел небольшой вес в 6,5 кг (в 3 раза легче аналогов) и мощность 1,2 л.с. и был задуман как силовая установка для переносных машин.
Сначала агрегат используется только для распылителей. Но, спустя 10 лет, двухтактный двигатель братьев Эммерих находит применение в новой пиле SOLO REX. Приводной вал двигателя этой пилы впервые разворачивается напрямую к шине.
В 1959 году уже известный А.Штиль, создаёт модель Contra. Эта первая бензопила без редуктора стала технологическим шедевром и сильно облегчила работу с древесиной. Устройство могло поворачиваться и работать в любом положении без предварительной ручной регулировки. Благодаря компактной конструкции и эргономичному дизайну, модель STIHL Contra весила всего 12 кг. С этого момента бензоинструменты для лесозаготовок окончательно побеждают во всем мире.
Вскоре в гонку технологий включается компания Husqvarna. В начале 60-х годов прошлого века она запускает в производство пилу Husqvarna серии 70, которая выделяется на фоне конкурентов своей лёгкостью и удобством в работе. Это позволяло использовать её даже для небольших работ, например, для обрезки ветвей. 1969 год был отмечен разработкой и пуском в серию модели Husqvarna 180. Это был первый в мире аппарат со встроенной системой гашения вибраций. Благодаря инновационной разработке шведская компания завоевала сердца пользователей по всему миру.
Новшества второй половины 20 века в индустрии бензопил были отмечены разработкой технологий для максимального комфорта во время работы оператора. Локомотивами изменений в этот период являются STIHL и Husqvarna, но появляются и новые бренды, которые привносят свои идеи, усиливая конкуренцию на рынке.
Благодаря этим производителям появляются такие технологии, как:
- обогрев рукоятки;
- система тормоза QuickStop;
- автоматический тормоз;
- однорычажная система управления;
- система смазки пильной цепи Ematic;
- катализатор 2-тактных двигателей;
- упрощение натяжки режущей гарнитуры;
- центробежная система очистки воздуха Air Injection;
Начало 21 века ознаменовалось появлением аккумуляторных образцов и трендами на экологичность, лёгкость и удобство в работе.
Эволюция продолжается!